связаться

Участники интервью

Сорен Нордал Эневольдсен, г. Копенгаген Архитектор SNE Architects

Сорен Нордал Эневольдсен, г. Копенгаген

Архитектор SNE Architects

Сара Мюрль

Cара Мюрль, г. Готенбург

Райдер, фотограф, студентка отделения фотографии

Катарина Штернер

Катарина Штернер, г. Готенбург

Рйдер, секретарь "Шведской скейтбордической ассоциации"

Дэвид Гаф

Дэвид Гаф, г. Готенбург

Райдер, ландшафтный архитектор Mareld Landskap

Джеймс Тоем

Джеймс Тоем, г. Копенгаген

Райдер, планировщик городов Copenhagenize

Густав Сванборг Эден

Густав Эден, г.  Мальмё

Райдер, координатор по делам скейтборда муниципалитета City of Malmö

Мартин Карлссон

Мартин Карлссон, г. Стокгольм

Райдер, учитель средней школы скейтбординга Fryshuset

 

Энтони Кроуфорд, г. Стокгольм Райдер, член правления Стокгольмской скейтбордической организации

Энтони Кроуфорд, г. Стокгольм

Райдер, член правления "Стокгольмской скейтбордической организации"

Эмма Фастессон Линдгрен

Эмма Фастессон Линдгрен, г. Стокгольм

Райдер, член правления "Шведской скейтбордической ассоциации"

Гюнс Оздоган, г. Уппсала Профессиональный скейтбордист

Гюнс Оздоган, г. Уппсала

Профессиональный скейтбордист

Ключевые характеристики городских скейт-спотов

Любой спот представляет собой часть городского скейтбординга, отличительная черта которого — не только новое толкование привычных мест, но и свежий взгляд на использование пространства и объектов в нём. Надо сказать, что не существует каких-то конкретных правил относительно того, как он должен выглядеть. Тем не менее, если проанализировать чем известны самые популярные локации, существующие в рамках города, и спросить причастных к скейтбордингу и городским инфраструктурам, можно увидеть ряд общих знаменателей. Рассказываем.

                                                                            Новая глава книги Фредрика Ангнера «Скейтбординг в условиях городской среды». Перевод от XSA.

Месторасположение и доступность.

«Расположение решает всё» — говорит райдер и архитектор Сорен Нордал Эневольдсен. Он в своём мнении отнюдь не одинок, буквально каждый интервьюируемый упомянул его важность. Райдер и фотограф Сара Мюрль присоединяется к вышесказанному, отмечая, что большинство из мест стали известными в основном только благодаря локации. Секретарь Шведской скейтбордической ассоциации Катарина Штернер, считает, что, то, куда ты едешь кататься — каждый раз дело случая. А по мнению ландшафтного архитектора Дэвида Гафа, вопрос месторасположения крайне важен не только для центральных площадок, которые становятся своеобразными тусовочными местами, но и для более спокойных спотов. Так или иначе, локация — ключ ко всему.

Есть еще одна важная черта помимо расположения — доступность. Другими словами: до него должно быть легко добраться. Согласно планировщику городов Джеймсу Тоему, та площадка, до которой можно доехать только на машине, не сможет создать внутри себя то, что создаст более легкодоступная — в обоих случаях это будут разные группы людей, разное взаимодействие и разные события. Этот момент также отметил и Густав Сванборг Эден, координатор скейтбординга в муниципалитете шведского города Мальмё, он указал на необходимость наличия общественного транспорта, велосипедных дорожек и других элементов инфраструктуры, упрощающих доступ к локации.

Надежные материалы и гладкие поверхности — удобство в катании.

Это основные требования для скейтбординга, относительно которых солидарны все интервьюируемые. Поскольку скейтбордисты физически взаимодействуют с архитектурной средой, объекты для катания по всему своему периметру должны состоять из прочных материалов. Как отмечает Гаф: «Физические обстоятельства просто обязаны подходить скейтбордингу».

Минимализм, размер и открытость.

Ещё одними важными нюансами которые отметили большинство интервьюируемых стали минимализм, размер и открытость. По мнению Мартина Карлссона, райдера и учителя школы скейтбординга Fryshuset, и других участников интервью, для того чтобы сделать хороший спот, многого не требуется. Что касается размера и открытости пространства, то это одни из самых главных особенностей, ведь «тебе, по сути, кроме этого больше ничего и не нужно, даже бордюр необязателен». Член правления Стокгольмской скейтбордической организации Энтони Кроуфорд тоже большой фанат упрощения: «Мне нравятся пространства в своей простоте; квадратные и линейные, минималистичные; пара скамеек и широкая открытая площадь — этого вполне достаточно».

Связь между спотами.

Большинство интервьюируемых предпочитают катание в городе, и им в этом отношении было бы любопытно рассмотреть идейную концепцию того, где те или иные споты располагаются на карте города, и где они могли бы соединяться друг с другом. Мюрль считает самым лучшим вариантом событий возможность перемещаться от локации к локации вместе с друзьями в течение одного дня. Учитель школы скейтбординга Fryshuset Мартин Карлссон разделяет эту идею, отмечая, что подобные места дают намного больше удовольствия от процесса катания, чем какая-нибудь одна, но большая и изолированная площадка.     

Площадь Ангелов, Барселона

Площадь Ангелов, Барселона располагается за Музеем современного искусства (MACBA) и отличается широким, минималистичным чёрным гранитом. Характер покрытия, лавки, рампы и ступеньки сделали это место чем-то вроде Мекки европейского скейтбординга.

Район Раваль в центральной части города — пример легкодоступного пространства.

Район Раваль в центральной части города — пример легкодоступного пространства. Здесь всегда большой и разнообразный поток людей, удобная близость к ресторанам, магазинам и другим благам цивилизации.

Все это делает MACBA тем местом, где можно запросто находиться длительное время.

Длинная гранитная скамейка, она же грайнд-бокс служит сразу двум целям — бытовой и катательной.

Длинная гранитная скамейка, она же грайнд-бокс служит сразу двум целям — бытовой и катательной. Просто и со вкусом.

Спокойствие

Практически все интервьюируемые отметили важность ощущения спокойствия, в особенности потому, что большинству из них намного легче концентрироваться именно в спокойных местах. Для Карлссона эта тема стала серьезным предметом для размышления; за многие годы он понял, что умиротворённое состояние влияло на его катание лишь положительным образом: «Благодаря спокойному расположению духа ты более терпелив и даришь практике больше времени, чем обычно». Некоторые, как Штернер, например, думают, что чувство спокойствия может быть особенно полезно для начинающих, которые обычно вытесняются в многолюдных местах  более опытными и самоуверенными скейтбордистами.

спот под мостом

Восприятие аутентичности пространства.

Тема, которая то и дело всплывала в процессе интервьюирования, касалась того, что именно лежит в основе ощущения, отличающего настоящий, трушный спот от фиктивного. Гаф утверждает, что подавляющее количество мест, которые считаются лучшими для скейтбординга, изначально были созданы для других целей. В этом отношении он приводит в пример Площадь Джастина Эрмана в Сан-Франциско (широко известную как Embarcadero). Гаф считает, что ландшафтный архитектор Лоуренс Халприн сознательно пошёл на определённый риск в данном проекте, создавая его, прежде всего, как единую часть природного ландшафта, где каждый элемент взаимодополняет друг друга и образует гармоничное пространство. Так, в этом проекте, например, была воплощена идея различных граней без перил. Результатом проделанной работы стало создание одного из самых легендарных мест в истории скейтбординга… все благодаря «счастливой случайности» по мнению Гафа.

Важность подлинности и аутентичности пространства особенно подчёркивает и Эневольдсен, утверждая, что в процессе проектирования общественного места, подразумевающего интеграцию скейтбординга, ключевым моментом является то, что скейтбордист должен воспринять это место как найденное и заново им открытое, а не как место, специально созданное для катания. По его мнению, предыстория пространства играет очень большую роль: «Если скейтбордист не знает историю происхождения данного места, у него должно возникнуть ощущение, что именно он его первооткрыватель». Наконец, Эневольдсен считает, что задача проектировать новые городские скейт-споты, которые давали бы то самое чувство подлинности и искренности довольно сложная, но выполнимая.

Возможность переосмысления пространства — утонченный подход к мультифункциональности места

Чем мощнее происходит процесс творческого обмена между спотом и скейтбордистом, тем лучше. Для Эдена это сводится к тому, каким образом ты настроен: «Необходимо чувствовать, что ты находишься в данном месте по своей воле, а не потому, что тебе нужно здесь быть». К примеру, если расположить слишком явным образом такие конструкции, как рампы на какой-нибудь из площадей, то это начисто убьёт весь смысл происходящего. Скорее всего, райдеры станут воспринимать это место через призму «что я должен здесь делать», а не «что я могу». По его мнению, подобные меры забирают право скейтбордистов на то, чтобы самостоятельно переосмысливать пространство, делая это в духе свободы, а не в духе долженствования. Ключевым моментом для трактования того или иного места по-новому является его мультифункциональность: утончённый подход к проектированию, многоликость объектов, и способность пространства выполнять не одну, не две, а множество задач.

Достопримечательности и удобная инфраструктура

Многие говорят о важности близкого расположения к различным достопримечательностям, привлекающим к себе внимание большого количества публики, разнообразие которой положительным образом скрашивает место. В этом плане Линдгрен заостряет внимание на том, что близость к недорогим кафе и «другим радостям жизни» делают катание намного более приятным. В конце концов, планировщик городов Джеймс Тоем, считает, что место, у которого нет свободного доступа к базовым благам (еде или воде) «мягко говоря, проигрывает» в качестве городского спота.

Вид на Комплекс «Саут-Банк» в увеличенном масштабе в общей панораме города и реки Темзы.

Вид на Комплекс «Саут-Банк» в увеличенном масштабе в общей панораме города и реки Темзы.

Уникальные решения в проектировании

Большое количество популярных локаций для катания обладают самобытностью благодаря схожим подходам к дизайну. К тому же, многие отмечают, что именно характер места является отличительной и важной чертой. Например, Эден говорит, что уникальная характерность пространства позволяет испытать чувство сопричастности и принадлежности к месту, а также может сделать место известным, привлекая своим видом скейтбордистов из других мест.

Вызов

Многие интервьюируемые сходятся в мнении, что хороший спот должен давать катающимся некий вызов, поскольку если всё будет слишком просто, то тебе быстро станет скучно. По утверждению Тоема, «место должно стимулировать и побуждать собой к активному действию для того, чтобы привлекать абсолютно разных райдеров, в независимости от их способностей и умений».

Обстановка – Атмосфера и Окружение

Некоторые споты безусловно имеют определённую атмосферу: они окружены пышной и буйной растительностью, высокими зданиями, а с их территории открывается красивый вид. Судя по всему, такие вещи как обстановка, антураж места и близлежащий ландшафт являются для участников интервью действительно ценными. Это можно проследить по словам Кроуфорда, который признаётся, что он всегда был романтиком в глубине души, как и многие другие скейтбордисты: «Я люблю кататься по городу и наблюдать за его огоньками и высотками». Эден, напротив, вдохновляется всем, что связано с озеленением, поэтому особое наслаждение для него доставляет катание в местах, окружённых растительностью.

Комплекс «Саут-Банк» и бетонное пространство Андеркрофт в Лондоне

Комплекс «Саут-Банк» и бетонное пространство Андеркрофт в Лондоне. Брутальный стиль, в котором выполнен комплекс придаёт  споту неповторимую индивидуальность и особенное ощущение пространства.

Вариативность и динамика

Динамика и вариативность — это то, что делает спот поистине интересным. По словам Оздогана, «нет ничего лучше, чем наличие таких вещей, как грани различной высоты и максимальное разнообразие объектов, подходящих для катания, — от лавок до ступеней». Карлссон полагает, что эти два фактора можно также рассматривать с точки зрения визуальной эстетики и живости окружающей среды, синергию которых ему случилось испытать на Observatorielunden в Стокгольме: «Ивы, которые растут в этом парке подстригаются каждую весну, а в конце лета ветки этих деревьев практически касаются краёв тротуара».

Observatorielunden или «Obsan», Стокгольм.Observatorielunden или «Obsan», Стокгольм.

Пример: Observatorielunden или «Obsan», Стокгольм.

Это отличный пример того, как минимализм и вариативность могут сосуществовать в одном месте. Предназначенная для катания поверхность представляет собой большой, обмелевший пруд, который весной и осенью осушается и используется райдерами. Это место простое, и в то же время минималистичное. Вместе с этим окружающее пространство отличается зелёными насаждениями, живостью и живописностью (сзади, например, расположилась городская библиотека). Обрамляющие пруд буйно растущие ивы дают пространству вариативность: каждый сезон это место будет выглядеть по-своему. Фото с левой стороны было сделано весной, когда деревья обычно подрезают, фото справа сделано осенью, как можно заметить по отросшим веткам ив.

Более того, «Obsan» — прекрасный пример сочетания непредсказуемости, оживлённости и спокойствия. Несмотря на то, что оно расположено в самом центре Стокгольма, в непосредственной близости к дороге с интенсивным движением, оно даёт ощущение умиротворённости благодаря ивам, расположенным по всему периметру вокруг пруда. Несмотря на то, что окружающая зона буквально кишит пешеходами, а люди любят отдыхать на близлежащих лужайках, практически никто, за исключением катающихся, не заходит на бетонную площадку. Все эти факторы вкупе с обширной территорией, дают любому человеку возможность найти здесь своё укромное местечко (даже если вокруг много людей!). В то же время здесь всё располагает к тому, чтобы те скейтбордисты, которые любят внимание, катались на виду у других райдеров и обычных зрителей.

 

 

Источник: отрывок из книги Фредрика Ангнера «Скейтбординг в условиях города»